Испокон веков и по сегодняшний день кульминацией «широкой» недели является сжигание чучела масленицы. Этот обряд не только символизирует проводы зимы, но и несёт идею возрождения и обновления жизненной силы через жертвоприношение. Христианская церковь не раз пыталась запретить эту языческую традицию, однако ритуал сожжения масленицы до сих пор остаётся неотъемлемым атрибутом самого весёлого народного гулянья.
Идея воплощения образов смерти, зимы и плодородия в одном персонаже, а также последующего его уничтожения пришла к нам от славянских предков. Согласно языческому мировоззрению, для того чтобы возродить нечто новое, необходимо уничтожить старое. Зерно, погибая, рождает колос, так и избавление от прошлогоднего урожая стимулирует силы земли для плодородия.
Куклу русской масленицы делали, как правило, «вскладчину» — с каждого двора собирались пучки соломы, а также различные старые ненужные вещи. Делали чучело всем селом, наряжали его в женскую одежду и повязывали цветастый платок. Всю неделю куклу возили по деревне на санях, заводили вокруг неё хороводы и посвящали песни и частушки. В последний день масленицы чучело сжигали. Огонь, по мнению предков, не только уничтожал старые пережитки, воплощённые в мифологическом персонаже, но и очищал мысли людей, а также был символом поминального обряда.
На всей Руси масленичная неделя заканчивалась проводами зимы, однако обряды, связанные с этой традицией Масленицы, слегка различались. Самым распространённым, несомненно, было сожжение чучела. Этот способ был распространён в центральных и северных губерниях России. В последний день масленицы куклу везли через всё село в поле, где уже был приготовлен костёр из ненужного хлама и старых вещей, и затем сжигали, сопровождая действо песнями, хороводами и прыжками через огонь. В некоторых деревнях в костёр кидали блины и другую поминальную пищу.
А вот в южнорусских и западных губерниях в последний день масленицы был распространён ритуал похорон чучела. Разумеется, обряд этот носил характер весёлой пародии. Куклу масленицы не возили на санях, а носили в люльке или корыте, символизирующем гроб. Мужчины наряжались в «попов» и «дьячков», молодые девушки выступали в качестве «плакальщиц». Эта импровизированная процессия разъезжала по деревне, чтобы каждый мог попрощаться с масленицей. Затем чучело сжигалось, что также сопровождалось «скорбными» поминальными песнями.
Однако не везде присутствовал обряд уничтожения чучела в огне. В ряде губерний в завершение народной масленицы кукол просто разрывали на части, топили или увозили в лес и закапывали. В некоторых поволжских регионах и вовсе не делали никаких мифологических персонажей, поскольку церковь крайне негативно относилась к этому обычаю. Масленицей наряжали местного пьяницу или, наоборот, самую красивую девушку, катали по всему селу, а затем скидывали в глубокий сугроб.
Юля Вольская специально для сайта Волшебный месяц — февраль
© 2012, Волшебный месяц — февраль. Все права защищены.